Крылья Родины 7-8/1994 Владислав Корнилов.

Май 41 стал черным месяцем для Британской империи. После поражения от войск Роммеля при Эль-Агейле англичане были вытеснены в Египет. Затем, потеряв Грецию, они столкнулись с мятежом в Ираке, поднятым премьером Рашидом Али.

            2 мая главарь мятежников обратился за помощью к фашисткой Германии. И на следующий день германский посол в Виши запросил правительство адмирала Дарлана (??-arm) о возможности использования французских аэродромов в Сирии для промежуточных посадок транспортных самолетов люфтваффе. К шестому мая было заключено предварительное соглашение, по которому три четверти бывшей французской техники, собранной комиссией по перемирию в Сирии, передавалось мятежникам в Ираке, а сирийские аэродромы могли использоваться немецкой авиацией.

            Генерал Уэйвелл, британский главнокомандующий на Среднем Востоке, еще с марта стал уделять особое внимание событиям в Сирии. Регулярная авиаразведка велась двухмоторными бомбардировщиками Бристоль лБленхейм╗ Мк.IV из состава 203-го дивизиона Королевсикх ВВС, действующих с территории Трансиордании. Утром 14 мая пилот одного из лБленхеймов╗ обнаружил в районе Пальмиры взлетающий новейший германский четырехмоторный транспортник Юнкерс Ju.90 и несколько таких же машин на стоянках. После того, как доразведка подтвердила использование немцами французских аэродромов, командующий британскими войсками в Ираке приказал начать боевые действия против вчерашнего союзника.

            Вновь появившись над Пальмирой, этот лБленхейм╗ в сопровождении двух других атаковал с пологого пикирования осколочными бомбами и пулеметным огнем немецкие самолеты на стоянках.

            Разведка и удары по аэродромам продолжались в течении недели. За это время были уничтожены на земле два Ju.90 и один трехмоторный Ju.52. 28 мая англичане потеряли над Сирией первый самолет. В районе Алеппо французским истребителем Моран-Солнье был сбит лБленхейм╗. В тот же день французы лишились одного Морана-Солнье по вине неопытного стрелка лирако-германского╗ транспортника. Четыре французских истребителя эскорта попадали под пулеметный огонь всякий раз, как только приближались к сопровождаемому ими самолету. Стрелок сбил один истребитель и прекратил жать на гашетку только после посадки на аэродром Алеппо-Нераб.

            В мае 41 года французские воздушные силы в Сирии составляли двадцать шесть относительно современных истребителей лМоран-Солнье╗ MS.406, пять разведывательных групп, оснащенных архаичными двухместными бипланами лПотез╗ 25 ТОЕ и шесть скоростных многоцелевых самолетов лПотех╗ 63-II. Ввиду начавшихся атак британской авиации на французские объекты, правительство Виши приняло экстренные меры по усилению сирийской авиационной группировки. Уже 28 мая 24 самых мощных французских истребителя лДевуатин╗ D 520C прибыли из Алжира на аэродром Раяк через Бриндизи и Афины, контролируемые державами Оси.

            31 мая 41 года французский главнокомандующий в Сирии генерал Анри Денц потребовал от представителей Берлина в кратчайший срок вывести с территории Сирии все германские силы и прекратить использование сирийских аэродромов самолетами люфтваффе. К этому времени уже шесть германских самолетов было потеряно в результате штурмовых атак британской авиации. В этот день английские войска на Крте после небывало ожесточенных боев. на Крите прекратили сопротивление. Уцелевшие самолеты были переброшены на сирийский ТВД. Между тем стычки с французской авиацией становились все чаще. Так, рано утром 2 июня лБленхейм╗ Mk.IV был атакован во время разведывательного полета истребителями лМоран╗ MS.406. Спасаясь от преследования, он оказался далеко над морем, но сумел дотянуть до берега и совершить вынужденную посадку с сухими баками на пляж. Пользуясь некоторым затишьем на африканском фронте и окончанием греческой кампании, англичане продолжали наращивать силы в Палестине. 3 июня два звена лХаррикейнов╗ прибыли в Хайфу. а третье звено  на самолетах Вестланд лЛайсендер╗ Mk II Ц на площадку у насосной станции Н-4. Утром 5 июня три лБленхейма╗ атаковали аэродром Алеппо-Нераб, где в этот момент находились помогавшие иракским мятежникам итальянские трехмоторные бомбардировщики лСавойя-Маркети╗ Sm79 и истребители лФиат╗ CR42. Стоявший в ангаре бомбардировщик был уничтожен прямым попаданием 250-фунтовой авиабомбы, а поднявшаяся на перехват тройка лМоранов╗ не успела догнать британские самолеты.

Следует отметить, что из-за подступавшей с востока пустыни, это направление не перекрывалось французскими постами раннего предупреждения, что позволяло англичанам атаковать французские аэродромы, практически не опасаясь перехвата.

Утром 6 июня французский бомбардировщик лМартин╗ 167 скрытно приблизился к аэродрому в Хайфе и сбросил пачки листовок с призывом к английским военнослужащим не начинать войну против своего бывшего союзника. К сожалению для вишистов, листовки не оказали ни малейшего воздействия, так как были напечатаны на французском языке.

Вечером 7 июня пара истребителей MS.406 атаковала дальний разведчик лХаррикейн╗ PR.I, сильно повредив его и заставив прекратить выполнение задания. Напряженность достигла высшей точки кипения.

            К 8 июня германская авиация покинула сирийские аэродромы. Формальный повод к объявлению войны исчез. Однако в тот же день, рано утром войска стран Британского содружества начали вторжение в Сирию. Англичанам противостояло около 35000 военнослужащих колониальных войск и подразделения Иностранного легиона. Воздушные силы состояли первоначально из 92 самолетов. Французские войска были прекрасно подготовлены, превосходили британцев в знании местности и стремились не допустить дальнейшего развала огромной колониальной империи. Офицеры были настроены провишистски и считали солдат лСвободной Франции╗ бандой дезертиров, изменивших присяге.

Утром 8 июня три лХаррикейна╗ предприняли попытку штурмовать на авиабазе Раяк только что прибывшие из Туниса бомбардировщики лМартин╗ 167F, но аэродром был пуст. Бомбардировщики атаковали колонну австралийских войск. Появление в тот же день над этим аэродромом английских лТомахауков╗ поначалу не вызвало никакой реакции у зенитчиков, так как посты наблюдения приняли их за давно ожидаемые истребители лДевуатин╗. Беспрепятственно обстреляв аэродром из пулеметов, лТомахауки╗ вернулись на базу без потерь. Когда же шестерка французских истребителей появилась над аэродромом, она была встречена шквальным зенитным огнем, от которого два самолета получили повреждения.

В полдень того же дня сублейтенант Пьер Ле Глоан сбил в районе Дамаска разведчик лХаррикейн╗. А часом позже при атаке пары лХаррикейнов╗ такой же французский истребитель потерял управление и упал в море. Летчик спасся на парашюте. После обеда пара лДевуаинов╗ атаковала барражирующие над британскими кораблями истребители Фейри лФульмар╗ и сразу сбила два самолета. Для прикрытия судов были привлечены лХарркейны╗, и уже к 15:30 один из этих истребителей атаковал над побережьем в районе горда Тир двухмоторный разведчик лПотез╗ 63-II, поджег ему один из двигателей, но затем потерял противника из виду. День закончился атакой двух троек бомбардировщиков лМартин╗ 167F колонн лСвободной Франции╗ в районе города Мескии.

Ввиду неспособности истребителей Фейри лФульмар╗ противостоять лДевуатинам╗ еще четыре истребителя лХаррикейн╗ были переведены с Кипра в Палестину и продолжали патрулировать пространство над британскими кораблями.

В 15:45 лидер патрульного звена лХаррикейнов╗ заметил над морем четыре старых двухмоторных бомбардировщика лБлох╗ 200 с неубирающимися шасси, упрятанными в большие обтекатели. лХаррикейны╗ спикировали со стороны солнца на ведущего четверки, поразив его несколькими длинными очередями. Подбитых лБлох╗ развернулся к Бейруту, но сорвался в пике и рухнул в море. Экипаж спасся на парашютах. Выходя из атаки, англичане внезапно попали под точный пушечный огонь появившихся из облаков шести лДевуатинов╗. Два ведомых лХаррикейна╗ тут же были сбиты. Оба пилота погибли. Чрез час взлетели еще три лХаррикейна╗, пилоты которых застали над британскими кораблями звено лДевуатинов╗. Во время короткого боя англичане сумели подбить два французских истребителя, а третий столкнулся с лХаррикейном╗ в лобовой атаке.

Французы признали потерю только одного лДевуатина╗, столкнувшегося  с английским истребителем. Еще один был серьезно поврежден и разбился при посадке. Два сбитых лХаррикейна╗ лпошли╗ на счет сублейтенанта Пьера Ле Глоана. По отзывам британских пилотов, лДевуатин╗ превосходил лХаррикейн╗ в скорости, скороподъемности, маневренности и огневой мощи. Французские летчики были очень храбры и агрессивны, но галльская горячность часто мешала им надежно прицеливаться и поражать цель.

Ночью 11 июня три биплана лПотез╗ разбомбили скопление автотранспорта южнее города Кисве. Днем истребители вишистов продолжали штурмовать колонны индийских и де-голлевских войск, подвигавшихся к городу вдоль железной дороги. За день эта группа совершила 21 вылет. Зенитным огнем было повреждено несколько истребителей.

На следующий день англичанам пришлось использовать в качестве истребителей-бомбардировщиков даже фоторазвдчики лХаррикейн╗ PR.I Уже в 6:00 один из них, снаряженный двумя 250-фунтовыми бомбами, поднялся с авиабазы в Хайфе и, дозаправившись на аэродроме подскока Рошрина, попытался нанести удар по коммуникациям французов к северу от Мерждаюна. Зенитным огнем был разбит маслорадиатор, что вынудило пилота посадить самолет на брюхо в глубине вражеских позиций. Чуть позже из-за отказа двигателя сел на вынужденную лХаррикейн╗ английского аса В.Вейла, сбившего над Грецией более 20 итальянских и немецких самолетов.

12 июня восьмерка австралийских лТомахауков╗ перехватила в районе города Тир восемь бомбардировщиков лЮнкерс╗ Ju.88A-5 с итальянскими опознавательными знаками. Прежде чем лЮнкерсы╗ начали пикировать на корабли, австралийцы сбили три бомбардировщика. Это были первые потери истребителя Кертисс Р-40 в войне.

Днем 13 июня на авиабазу Нераб в Алеппо прибили 13 бомбардировщиков ЛеО 451 и 4 старых лФармана╗ 221.

Бипланы лПотез╗ 25TOE по ночам продолжали терзать коммуникации вокруг Сайды. Позднее к ним присоединились современные двухмоторные лПотезы╗  63-II. Утром 14 июня тройка лБленхеймов╗ атаковала аэродром Алеппо-Нераб, оставив после себя один сгоревший лМоран-Солнье╗.

Утром 15 числа лХаррикейн╗ PR.I вылетел на разведку. Где-то в районе города Кисве он по ошибке был сбит английской зениткой. Десять часов спустя второй такой же лХаррикейн╗ в том же районе снова был сбит огнем британских сухопутных подразделений во время попытки пилота сбросить вымпел с разведдонесением.

Прикрывающие флот лХаррикейны╗ не смогли помешать девятке лЮнкерсов╗ отбомбиться по обстреливающим город Сидон эсминцам. Пикировщики серьезно повредили несколько кораблей, добившись прямого попадания в эсминец лАйзис╗. Шестрека перехватчиков после долгой погони сбила два повредила еще два лвосемьдесят восьмых╗, вынудив их к аварийным посадкам. Спустя час, семь истребителей лТомахаук╗ австралийских ВВС, обнаружив во время штурмовки пару вишистских самолетов лМартин╗-167, сбила оба. Шестерка лДевуатинов╗, прикрывая бомбардировщики ЛеО 451 в районе Дера, встретилась с восемью истребителями Глостер лГладиатор╗. Старые британские бипланы не позволили безнаказанно растерзать себя. Потеряв три машины сбитыми и две серьезно поврежденными, англичане сбили один истребитель и сильно повредили два других, в том числе лДевуатин╗ Ле Глоана. Французский ас сел лна вынужденную╗ в глубине войск союзников, но избежал пленения и пять дней спустя благополучно вернулся в свою часть.

В течении этого длинного летнего дня, французская авиация неоднократно предпринимала попытки атаковать корабли британского флота, поддерживающие огнем продвижение войск на Сидон. Под прикрытием шести лМоранов╗ MS.406 8 бомбардировщиков ЛеО 451 нанесли повреждения двум эсминцам, а четверка лМартинов╗ повредила торпедный катер.

16 июня англичане обнаружили три французских эсминца, прорывающихся на максимальной скорости в Бейрут из североафриканских баз. Британские торпедоносцы Фейри лСуордфиш╗ преследовали корабли весь день и добились попадания торпеды в концевой эсминец лШевалье Поль╗. В пятидесяти милях от берега корабль затонул со всем экипажем. Два других Ц лГепард╗ и лВалми╗ благополучно достигли Бейрута.

23 июня 11 бомбардировщиков ЛеО 451 под прикрытием истребителей подвергли ожесточенной бомбардировке растянутую по пустыне механизированную колонну из 800 автомобилей, танков и бронемашин. Вслед за ним  на англичан набросились все способные подняться в воздух самолеты. Попытки противодействия лХаррикейнов╗ и лГладиаторов╗ ни к чему не привели. В полдень шестерка лХаррикейнов╗ под прикрытием четырех таких же истребителей проштурмовала авиабазу Раяк и аэродром подскока Талия, оставив после себя три сгоревших бомбардировщика и несколько поврежденных машин. При третьем за день налете девятки лХаррикейнов╗ на Раяк им навстречу поднялись девять лДевуатинов╗. Взлетая под огнем, французские самолеты сумели связать боем прикрытие ударной группы. За несколько минут Ле Глоан сбил два лХаррикейна╗, сам попал под огонь английского истребителя, но сумел посадить подбитый лДевуатин╗ на аэродром. Еще два лХаррикейна╗ были повреждены.

В пол-шестого вечера над Раяком появились двенадцать лТомахауков╗ из 3-го дивизиона австралийских ВВС. На перехват взлетели девять лДевуатинов╗, но на этот раз уставшие французские пилоты не смоли помешать штурмовке аэродрома. В воздушном бою было сбито два французских истребителя.

24 июня лХаррикейны╗ продолжали штурмовать площадку Талия, повредив несколько самолетов на стоянке. На следующий день семь лТомахауков╗ во время патрулирования юго-западнее Пальмиры обнаружили четыре лПотеза╗ 63-II и по докладам пилотов сбили три их них. Однако сбитыми оказались бомбардировщики ЛеО 451. Необходимо отметить, что по донесениям британской авиации, за всю кампанию не было сбито ни одного ЛеО, хотя фактически французы потеряли пять таких машин. Чисто внешнее сходство этого бомбардировщика с меньшим по размеру многоцелевым самолетом лПотез╗ 63-II приводило к ошибкам в идентификации.

С 26 июня все австралийские лТомахауки╗ наносили удары по аэродромам. Девятка этих машин штурмовала авиабазы Хомс и Раяк. На полосе аэродрома Раяк были застигнуты при заправке топливом истребители лМоран-Солнье╗. Четыре из них сгорели после прохода лТомахауков╗ пулеметным огнем по линейке французских самолетов. При возвращении австралийские истребителди достреливали боекомплект по наземным целям.

28 июня девятка лТомахауков╗ сопровождала бомбардировщики лБленхейм╗ на бомбежку позиций вишистов. Развернувшись на обратный курс, истребители обнаружили три пары бомбардировщиков лМарин╗-167, сбрасывающие бомбы на колонны войск союзников к югу от Пальмиры. Австралийские самолеты тут же атаковали вишистские самолеты и сбили все шесть на глазах английской пехоты. Лейтенант Роулисон уничтожил три бомбардировщика.

Месяц закончился атакой десяти лХаррикенйов╗ по аэродрому в Баальбеке, где англичане сожгли три лМартина╗ и повредили лФарман╗ 222ю

Первого июля семь лТомахауков╗ вносб штурмовали аэродром в Баальбеке, уничтожив на земле лПотез╗ 63-II, м лПотез╗ 29. На аэродроме Хомс лХаррикейны╗ сожгли еще четыре заправленных перед вылетом бомбардировщика лМартин╗-167.

Тем временем, после длительной схватки в древних руинах, пала Пальмра. Подразделения французского  иностранного легиона дрались в Пальмире больше недели, благодаря поддержке старых бипланов лПотез╗ 25TOE, каждую ночь доставлявших припасы блокированному в пустыне гарнизону. В тот же день войска союзников взяли город Эн-Небк на дороге Дамаск-Хомс-Алеппо. Четверка лМартинов╗ с наступлением темноты бомбила Хайфу. От зенитного огня погиб один самолет.

2 июля лДевуатины╗ совершили ряд вылетов в район города Дейр-эз-Зор, сопровождая бомбардировщики ЛеО 451. Во время второго вылета тройка лХаррикейнов╗ спикировала на строй бомбардировщиков. Один из них был перехвачен истребителем сопровождения, второй лнапоролся╗ на пушечную очередь бортового стрелка, а третий - врезался в атакуемый бомбардировщик. Поврежденный ЛеО развернулся на обратный курс, а столкнувшийся с ним британский истребитель вспыхнул и развалился в воздухе.

Между тем приближалась развязка конфликта. Французы терпели одно поражение за другим. 5 июля бронемашины гвардейской кавалерии из Пальмиры соединились с британскими патрулями из Дамаска, а механизированные индийские войска на востоке Сирии окружили вишистов. На границе с Турцией индийские подразделения блокировали и захватили несколько фортов. На западе значительно усиленные войска союзников с трудом продвигались на север вдоль побережья.

В этот день продолжались атаки бомбардировщиков ЛеО 451 на продвигавшиеся вдоль Ефрата индийские части. Прикрытие осуществляла всего пара лДевуатинов╗, но их пилотировали лучшие французские летчики: капитан Леон Ришар и сублейтенант Пьер Ле Глоан. Заметив пикирующую на бомбардировщики пару лХаррикейнов╗ и лГладиатор╗, они за несколько секунд сбили оба лХарикейна╗.

8 июля все французские самолеты, способные пролететь 900км до итальянского Родоса, были эвакуированы из Сирии. Самая результативная эскадрилья GC III/6 прибыла 9 июля на авиабазу Мезон-Бланш в Алжире. За месяц ее лДевуатины╗ сбили 19 самолетов. Семь побед одержал сублейтенант Пьер лЕ Глоан, лучший истребитель сирийской кампании. Эскадрилья потеряла пять пилотов убитыми, еще один погиб в авиакатастрофе. Три летчика попали в плен, и еще один, лейтенант Мурье перелетел в Турцию и впоследствии присоединился к истребительной группе лНормандия-Неман╗, воевавшей на советско-германском фронте.

9 июля продолжались налеты авиации союзников на опустевшие аэродромы вишистов. Десять лХаррикейнов╗ сожгли на авиабазе Нераб два неисправных лПотеза╗ 63-II.

Учитывая безнадежность сложившейся ситуации, вечером 11 июля французы прислали парламентеров с запросом об условиях капитуляции. Боевые действия прекратились.

Итого выглядели так: авиация вишистов использовала 289 военных самолетов, 25 военно-транспортных и 18 гражданских. Потери составили 179 самолетов, из них 44 истребителя, 37 бомбардировщиков, 14 разведчиков, 10 транспортных и 12 биплатов лПотез╗25TOE. Британские ВВС потеряли в воздушных боях не менее 30 самолетов.

По словам командующего французских ВВС в Сирии, главной причиной разгрома его сил стали штурмовые удары истребителей союзников по аэродромам. Попытки вывести авиацию из-под этих ударов привели к сосредоточению практически всех боеспособных машин на аэродромах вокруг Алеппо, - на крайнем северо-западе Сирии. Удаленность этой базы значительно снизила эффективность французской авиации.

 

Hosted by uCoz